Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Содержание
  1. Датчик расхода топлива автомобиля
  2. Датчик расхода — какой бывает
  3. Принцип работы
  4. Место установки
  5. Особенности для бензиновых и дизельных авто
  6. Преимущества и недостатки
  7. Альтернативные способы контроля расхода топлива
  8. Контроль расхода топлива через КАН-шину
  9. Датчик уровня топлива
  10. по теме
  11. Расходомеры топлива для автомобиля: описание, виды, характеристики и отзывы
  12. Общие сведения и характеристики расходомеров
  13. Разновидности устройств
  14. Дополнительный функционал
  15. Установка расходомеров
  16. Самостоятельное изготовление расходомеров
  17. Как обмануть расходомер топлива?
  18. Отзывы о расходомерах
  19. Какой счетчик топлива поставить на транспортное средство для контроля водителей?
  20. УСТАНОВЛЕН ПРОСТОЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ СЧЕТЧИК без системы мониторинга.
  21. УСТАНОВЛЕНА СИСТЕМА МОНИТОРИНГА С ИМПУЛЬСНЫМ СЧЕТЧИКОМ ТОПЛИВА.
  22. Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя — часть 0b10
  23. Page 3
  24. Page 4
  25. Основные методы контроля расхода топлива автотранспорта
  26. Метод контроля расхода топлива с использованием штатного датчика через CAN-шину.
  27. Метод контроля расхода топлива с использованием датчика расхода топлива.
  28. Метод контроля расхода топлива с использованием ёмкостного датчика.

Датчик расхода топлива автомобиля

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Проблема увеличенного расхода топлива и связанных с этих затрат волнует не только владельцев личного автомобиля, но и владельцев автопарков. И если в первом случае увеличенное потребление связано с работой конкретного ДВС, то для автокомпаний проблема в другом — воровство горючего или слив.

Используя современные контактные и спутниковые системы мониторинга, операторы могут на расстоянии осуществлять контроль за расходом ГСМ. Одним из продуктивных механических контроллеров остаются датчики расхода топлива, которые устанавливаются на топливную магистраль и, в зависимости от конструкции, могут передавать информацию в режиме реального времени через систему спутниковой навигации.

Датчик расхода — какой бывает

Второе название — топливный расходомер, прибор  относится к проточному оборудованию, устанавливается на магистраль подачи топлива перед ДВС и отслеживает количество бензина или дизеля при работающем двигателе. Проточный датчик расхода топлива конструктивно представлен в трех вариантах:

  • однокамерный;
  • дифференциальный;
  • бесконтактный.

Простой однокамерный ДРТ контролирует единственный поток топлива, в конструкции не учитывается работа обратного клапана топливной магистрали, по которому неизрасходованное горючее возвращается в топливный бак.

Дифференциальный или двухкамерный (двухпоточный) датчик отслеживает расход топлива, сопоставляя данные по двум потокам. В конструкции используется два расходомера. Пара калибруется относительно друг друга на заводе-изготовителе. На выходе формируется единый сигнал о фактическом потреблении.

Бесконтактный датчик является непроточным, топливо не проходит через корпус устройства. Используется на бензиновых моторах. Считывание информации происходит с форсунок перед формированием топливной смеси.

На дизельных авто бесконтактное устройство используется достаточно редко, в основном на грузовых фургонах среднего класса.  Информация поступает на бортовой контроллер и передается через систему GPS-мониторинга.

Принцип работы

Принцип работы как двухкамерного, так и однопоточного датчика одинаков. Цифровая плата, расположенная в корпусе устройства, формирует сигнал о количестве проходящего топлива. Информация передается напрямую бортовому контроллеру через выход интерфейса, где сохраняется или автоматически передается через КАН-шину оператору.

Монтаж ДРТ технически возможен не на все топливные системы. Для американских авто устанавливают только однопоточный расходомер, и отслеживают количество бензина без учета количества обратки.

Это происходит потому, что устройство обратного клапана не сможет высчитать количество топлива в чистом виде, а считает пену или воздушно-пенную смесь, поэтому показания имеют большой процент погрешности — до 10 %.

Место установки

Расходомеры изготавливаются с учетом используемого топлива, класса авто. В паспорте на устройство всегда указывается, для каких двигателей предназначен тот или иной датчик, варианты подключения и настройки. Настройку расходомера проводят мастера сервисного центра, не рекомендуется устанавливать это средство измерения самостоятельно, поскольку потребуется врезка в топливную магистраль.

Не рекомендуется использовать схему подключения однопоточного ДРТ с вариантом «закольцовывания» обратки, когда неиспользованный бензин или дизель не возвращается в топливный бак, а поступает в топливную магистраль после датчика. Это приведет к тому, что при минус 5 топливо в баке не будет прогреваться (прогрев осуществляется за счет подачи горячего бензина или дизеля от мотора в бак), и будет большая вероятность заглохнуть на морозе.

Расходомер устанавливается на необходимом участке топливного шланга и дополнительно крепится через кронштейн к кузову. Некоторые модели расходомера не имеют кронштейна. Зажим топливного шланга на штуцерах прибора проходит через металлический хомут. Герметичность стыков обеспечивают внутренняя прокладка или сальник.

Особенности для бензиновых и дизельных авто

Для дизельных и бензиновых моторов используются одинаковые ДРТ. Установка прибора на бензиновые ДВС считается нерентабельной, поскольку бензин быстро разъедает внутренний механизм контроллера и быстро его изнашивает. Альтернативой для бензинового ДВС может стать бесконтактный датчик или система контроля с КАН-шиной.

Проход дизеля через датчик, наоборот способствует смазке движущихся частей устройства, что повышает его срок эксплуатации. Снизить работоспособность может некачественная солярка с большим содержанием парафинов и присадок. Внутренние элементы конструкции засоряются, возникает некорректная передача сигнала. На дизельных топливных магистралях ДРТ систематически снимают и чистят.

Преимущества и недостатки

Учитывая, что минимальная стоимость расходомера с подключением и настройкой составляет 150 $, мало кто из владельцев личного автомобиля его купит. Эти средства измерения актуальны для таксопарков, компаний с большим объемом грузоперевозок и пр. Преимущества датчика:

  1. Надежность цифровых устройств. Датчики не меняют показаний при высоком/низком магнитном, электрическом поле, что делает невозможным самовольную перенастройку прибора.
  2. Точность отслеживания расхода. Максимальная погрешность — 3 %. Для сравнения, погрешность неотрегулированного датчика уровня топлива может достигать 15 %.
  3. Не зависит от конфигурации и объема топливного бака. Двухпоточный ДРТ позволяет контролировать объем обратки.

Главный недостаток проточного датчика — отсутствие контроля за количеством заправок и частотой слива топлива с бака. Устройство требует систематического обслуживания, не реже 1 раз в 30 дней и может устанавливаться не на все классы топливных систем.

Альтернативные способы контроля расхода топлива

Для владельцев личных авто идеальным вариантом отслеживать расход топлива считаются правильная настройка датчика уровня топлива и корректное отображение величины на указателе расхода.

Вторым вариантом узнать настоящий расход остается использование штатного датчика через КАН-шину. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.

Контроль расхода топлива через КАН-шину

CAN (Controller Area Network) — это интерфейс, который отслеживает все показания блоков, электронных систем и датчиков в авто, распределяет, передает, обрабатывает информацию для корректной работы узлов и агрегатов. Для отслеживания расхода горючего в КАН-интерфейсе используется штатный датчик уровня, установленный в баке.

Чтобы получить информацию с КАН-шины необходимо подключить систему мониторинга к CAN-интерфейсу. Лучшим вариантом считается бесконтактная передача данных, когда к шине подключаются бесконтактные считывали расхода. Для этого используется адаптер CAN-LOG, с помощью которого проводится передача информации с КАН-шины авто на систему мониторинга.

Бесконтактная схема не требует установки дополнительного оборудования в электросистему авто, не нарушает целостность проводки.

Датчик уровня топлива

Проверить расход бензина или дизеля можно используя штатный емкостный датчик уровня топлива. ДУТ может контролировать и передавать данные о динамическом потреблении горючего во время движения, количестве заправок и сливов с топливного бака.

Подключается расходомер к устройству на панели приборов через аналоговый или цифровой разъем. На приборной доске располагается устройство, на шкале (цифровой или стрелочной) отображается реальный объем топлива.

Корректно настроенный датчик уровня имеет максимальную погрешность 3 %. Параметр зависит от правильной работы поплавка и от тарировки топливного бака. Чтобы получить максимально точную информацию, в бак устанавливают несколько приборов.

Датчики расхода топлива позволяют снизить затраты на ГСМ на 30 % за счет несанкционированных сливов. Приборы окупаются в течение 2–3 месяцев, что для владельцев автопарка достаточно выгодно.

Устанавливать ли ДРТ на собственный автомобиль, каждый водитель будет решать сам.

Правильно отрегулированный датчик уровня способен вывести на приборную панель всю необходимую информацию без использования дополнительного оборудования.

по теме

Расходомеры топлива для автомобиля: описание, виды, характеристики и отзывы

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

Конструкции мониторинга рабочих параметров автомобиля заметно продвинулись за последние годы. Они стали функциональнее, технологичнее и просто ближе к массовому потребителю.

Системы учета топливного расхода пока занимают периферийное место в общей нише транспортной электротехники, но и это направление интересует все большее количество автолюбителей. На таком фоне вполне логично появляются расходомеры топлива, действующие по разным принципам.

Также практикуется и самостоятельное изготовление аналогичных приборов учета, которые, разумеется, имеют свою специфику.

Общие сведения и характеристики расходомеров

Большинство таких приборов представляет собой традиционные счетчики небольших размеров, конструкция которых рассчитывается на установку в топливной системе. Характеристики по габаритам типового устройства можно представить так: 50 х 50 х 100 мм.

Это небольшой блок с пропускной способностью 100-500 л/ч. Погрешность в среднем составляет 5-10%. В процессе расхода жидкости прибор фиксирует тем или иным способом показатели чувствительного элемента и сохраняет полученные данные.

Реализация системы учета, контроля и представления информации может быть разной. Например, проточный расходомер топлива для автомобиля выполняется с расчетом на ручное снятие показаний.

У него может быть механическая панель с отображением данных или привязка к жидкокристаллическому цифровому дисплею в салоне, но информация не обрабатывается бортовым компьютером. Более технологичные устройства допускают и возможность электронного учета в автоматическом режиме.

В зависимости от динамики расхода, например, бортовое оборудование может корректировать определенные параметры узлов и агрегатов машины.

Разновидности устройств

Классификация основывается как раз на принципе учета показаний, который определяется чувствительным элементом. На сегодняшний день выделяют следующие расходомеры для автомобилей:

  • Кориолисовые. Принцип работы основан на эффекте Кориолиса, при котором происходит измерение динамики фаз механических колебаний в трубках, по которым циркулирует топливо.
  • Турбинные. В систему интегрируется лопаточное устройство, вращение лопастей которого преобразуется в скоростные показатели. Таким образом, с учетом параметров обслуживаемых каналов определяется и объем потребления.
  • Шестеренчатые. Еще одна разновидность механического расходомера топлива, который фиксирует данные посредством вращающихся элементов. В данном случае используется компактное зубчатое колесо, движение которого позволяет регистрировать данные по расходу.
  • Ультразвуковые. Это счетчики нового типа, которые вовсе не контактируют с целевой средой, а фиксируют параметры изменения характеристик топливной системы на основе акустических волн.

На тяжелом топливе обычно работают грузовики и спецтехника, предъявляющие более высокие требования к приборам учета топлива. Принцип действия, как правило, механический. Причем конструкция датчиков имеет более высокую степень изоляции – например, с классом защиты IP66. Таким образом устройство защищается от воздействий агрессивной среды.

Корпус может формироваться алюминиевым твердотельным сплавом, измерительные камеры которого также обеспечиваются антифрикционными покрытиями. Размещается расходомер дизельного топлива и в магистрали подачи топливной смеси, и в возвратном канале, по которому жидкость возвращается в бак.

Только при условии охвата обоих контуров можно получить точные данные по объему потребления.

Дополнительный функционал

Наличие системы GPS-мониторинга, пожалуй, является наиболее современным дополнением датчиков топливного расхода. Такие устройства позволяют передавать информацию бортовому компьютеру по беспроводному каналу. Многофункциональные устройства могут комплексно фиксировать данные по расходу в нескольких системах одновременно.

Учитываться может основная топливная смесь и технические жидкости с присадками и модификаторами. Преимущество комплексного мониторинга заключается в возможности точного контроля добавок для топливной, трансмиссионной и других систем. Кроме того, могут предусматриваться разные режимы работы приборов.

Существуют расходомеры топлива, которые помимо функции счетчиков выполняют задачи контроля холостого хода, фиксируют возможные температурные перегрузки и на основе полученной информации регулируют климатическое оборудование.

При вводе устройства в сигнализационную инфраструктуру датчик расхода вполне может программироваться на выполнение задач контроля обогревателя и системы автозапуска двигателя.

Установка расходомеров

Приборы устанавливаются в целевом контуре учета посредством физической врезки в канал.

И здесь важно подчеркнуть, что топливные каналы в зависимости от модели автомобиля изначально могут иметь выносные патрубки с пробками, которые можно использовать как раз в качестве точек интеграции приборов учета.

Также следует учитывать, что монтаж производится за системой фильтрации. Это решение предотвратит возможные загрязнения расходомера топлива и его преждевременный выход из строя.

Механическая фиксация массивных устройств обычно производится на комплектной раме, которая крепится к поверхности кузова.

По отзывам автолюбителей, важно рассчитать точку крепления так, чтобы чувствительный канал достаточно сопрягался с целевой средой, а основа корпуса могла быть надежно зафиксирована на монтажной платформе метизами.

Желательно, чтобы место установки не предполагало сильных вибрационных нагрузок и тепловых воздействий.

Самостоятельное изготовление расходомеров

Полностью с нуля, по отзывам водителей, собрать полноценный счетчик достаточно сложно, и для этого необходимо обладать определенными знаниями в радиотехнике.

Однако на базе готового блока управления типа контроллера и датчика с электрическим клапаном задача упрощается. Сам датчик интегрируется в топливную магистраль. Размещать его следует между бензонасосом и карбюратором.

Что касается блока управления, то он соединяется с детектором и выводится в салон. Применяя CAN-интерфейс, расходомер топлива своими руками можно подключить и к бортовой электронике.

В качестве дополнительных элементов крепления и управления датчиком может потребоваться использование штуцеров, шайб, поддонов и втулок. Техническая инфраструктура должна рассчитываться на автономное срабатывание, когда бензонасос открывается.

Как обмануть расходомер топлива?

Штатные счетчики контроля потребления бензина или дизеля вполне можно скорректировать в ту или иную сторону. Простейший способ предполагает выполнение слива через обратную магистраль. В этот канал достаточно вставить штуцер и слить жидкость по скрытому контуру.

В некоторых конфигурациях встроенную линию можно использовать для непосредственной функции снабжения, и в этом случае счетчики расходомера топлива просто не будут давать актуальную информацию. Еще один вариант предусматривает тепловое воздействие на датчик.

Это касается именно детекторов уровня жидкости, которые после термического ожога перестают корректно работать, хотя внешне выглядят целыми. Можно полить прибор кипятком или поднести к нему обогреватель на 5-10 мин.

Но прежде чем делать это, стоит подумать о целесообразности таких экспериментов.

Отзывы о расходомерах

Устройства для учета топлива в любом исполнении будут предусматривать необходимость встройки в топливный канал. Именно это вторжение вызывает наиболее критические отзывы, поскольку оно чувствительно для двигателя и контуров подачи жидкости. Специалисты по этой же причине без особой нужды использовать такие средства контроля не рекомендуют.

Если же решение принято окончательно, то лучше всего выбирать специализированные расходомеры топлива, ориентированные на использование в конкретной модели автомобиля. К плюсам же устройств относят возможность относительно точного мониторинга потребления топлива.

И что еще важно, автовладелец может использовать получаемые данные для других систем электроники, работающих с параметрами двигателя.

Какой счетчик топлива поставить на транспортное средство для контроля водителей?

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

16.07.2010

Какой счетчик топлива лучше поставить на транспортное средство для контроля водителей — импульсный с системой мониторинга или простой механический?

Это один из наиболее часто задаваемых вопросов, интересующих Клиентов. Чтобы ответить на него, необходимо понять и сравнить установку и работу обоих видов счетчиков. А также представить возможные способы обмана оборудования с целью хищения ГСМ.

Какой бы счетчик мы не выбрали, но устанавливать его все равно в одно и тоже место, а именно — счетчик устанавливается между ФТО и ТНВД на транспортном средстве, причем обратка с ТНВД переносится на ФТО.

Таким образом, получается, что все топливо, которое прошло через расходомер, посчиталось и его израсходовал двигатель ТС (объем топлива в полученном топливном кольце минимален). Итак, украсть после установки счетчика станет сложнее, но, тем не менее, возможно.

Если раньше сливали прямо с бака, то теперь воровать придется после счетчика, иначе не сойдутся данные по выданному топливу и показаниям счетчика. Что же делать? Ответ прост, — надо сливать то топливо, которое прошло через счетчик (то есть посчиталось). Как это сделать? Давайте рассмотрим несколько способов.

На заглушенном двигателе можно проделать следующее, — откручиваем заглушку с ТНВД, или пробку для спускания воздуха на аппаратуре, или находим любое другое место после установленного счетчика (или делаем дырку в шланге и т.д.

, кто, на что горазд и), втыкаем шланг, подставляем канистру и смело качаем ручным насосом на заглушенном двигателе. Долго, нудно, но можно.

Можно также открутить шланговые соединения счетчика и продуть счетчик воздухом. За 5-10 минут можно «надуть» литров 50-70. Проблема только в том, что точно знать сколько «надули» можно только наблюдая показания счетчика, а если «перестараться» то можно легко «надуть» и тонну!

На заведенном двигателе водителю потребуются дополнительные замеры.

Сначала устанавливаем в любое из вышеперечисленных мест слива и крепко закрепляем через штуцерный болт шланг (далее по тексту подобное изделие будем называть «тройник»), второй конец которого опускаем в канистру, и замеряем сколько топлива туда набежит за час работы.

В результате увидим, что если сливать с открученной заглушки, то в канистру может набежать в несколько раза больше, чем израсходовал двигатель (для а/м КАМАЗ, к примеру, около 45 литров).

Если сливать с пробки спуска воздуха на ТНВД, то за час набежит (для КАМАЗА) около 15-20 литров, изменяя диаметр тройника можно выбрать необходимый объем сливаемого топлива. Далее подключаем обратный конец тройника к обратке, идущей в штатный бак ТС, и храним там до конца смены украденное топливо.

Остается только фиксировать фактически отработанное за день двигателем время, ну например, с помощью часов или секундомера, а если это время умножить на количество топлива, которое мы пустили через тройник, то получим объем посчитанного топлива в баке, которое можно смело скачать прямо из бака ТС. Причем установка или демонтаж тройника у водителей обычно не занимает по времени более 5-10 минут. Фактически можно утром ставить, а вечером снимать.

Это только основные способы вариантов обмана, и конечно же можно придумать еще массу способов обмана расходомера, но для общего представления процесса воровства топлива вполне достаточно.

Остальные способы переделки топливной системы более трудоёмки и криминальны по отношению к правилам эксплуатации ТС.

Теперь предлагаем сравнить показания механических счетчиков и электронных (установленных совместно со спутниковой системой слежения) на возможные действия, упомянутые ранее.

УСТАНОВЛЕН ПРОСТОЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ СЧЕТЧИК без системы мониторинга.

Как поймать на воровстве конкретно по каждому случаю из трех выше описанных по результатам проверки? 1. Никак! Показания счетчика плюс остаток в баке будут соответствовать количеству выданного топлива. Только подтёки на двигателе смогут косвенно намекнуть на разборку топливной системы. 2.

Никак! Если только при проверке на машине не окажется установленного тройника, то есть водитель не будет пойман с поличным.

В результате возникает вполне законный вопрос: зачем вообще тогда нужны механические счетчики топлива? Все не так плохо! При грамотной постановке организаторского контроля транспортных средств, решить проблему обмана можно попытаться путем полной пломбировки элементов топливной системы ТС.

А если говорить конкретнее, то надо запломбировать все места после счетчика, куда можно воткнуть тройник. Это, прежде всего, все соединительные элемента вокруг счетчика, заглушка ТНВД, и пробки сброса воздуха на аппаратуре.

Плюс было бы неплохо обеспечить недоступность просмотра показаний счетчика водителем, например, спрятать счетчик в металлический короб, закрытый на ключ. В этом случае водитель вряд ли решится проводить эксперименты с продувом вслепую.

Такие счетчики можно ставить для водителей, что бы они контролировали, например, заправку с бензовоза.

Но в качестве контроля самого бензовоза такой счетчик вряд ли поможет. Исходя из опыта нашей работы, это может привести к постоянной беготне механика с пломбиром, потому что при любом удобном случае водителю обязательно будет требоваться отремонтировать какую-нибудь деталь ТС и пломба всегда будет мешать. В этом случае организация попадает в зависимость «человеческого фактора» от механиков, инженеров и других ответственных лиц, собственно то с чем боролись, к тому и пришли!

Если вы считаете, что в вашем случае подобные контроль реализовать можно, то можете попробовать. Мы же всячески не рекомендуем применять механические счетчики топлива для контроля транспортных средств.

Механические счетчики можно использовать для контроля расхода топлива стационарных объектов типа дизельных электростанций, горелок и т.д.

В этом случае вмешательство с целью хищения маловероятно и там более надежно можно установить счетчик и запломбировать элементы топливной системы.

УСТАНОВЛЕНА СИСТЕМА МОНИТОРИНГА С ИМПУЛЬСНЫМ СЧЕТЧИКОМ ТОПЛИВА.

Все построено на том принципе, что система мониторинга постоянно регистрирует и запоминает показания с различных источников – счетчик топлива, сигналы спутников, напряжение питания ТС, состояние GSM сети и много другое. Что позволяет отследить информацию в программе за любой необходимый период.

Можно, например, в весьма удобном виде на графике посмотреть работу счетчика топлива, увидеть скорость потока топлива за любую конкретную секунду или просмотреть изменения напряжение питания.

Что это дает? Как раз эти элементарные функции и дают Вам возможность следить за расходом топлива, не подходя к автомобилю.

Как поймать на воровстве конкретно по каждому случаю из трех выше описанных по результатам проверки? 1. Просмотрев график потока топлива, увидим, что в какой-то момент он вырос в три раза – это и есть прокачка топлива. Так как в нормальном состоянии через счетчик проходит около 15 литров в час, а во время прокачки водитель через него прогоняет 40-50 литров.

Чтобы было незаметно, воровать надо будет равномерно со скоростью 15 литров в час, чуть быстрее, чем капельница. Но и это его не спасет от наказания! Система мониторинга регистрирует напряжение питания. Мы видим, что происходит движение топлива при выключенном двигателе и большим потоком. Как такое объяснить? Спросите потом водителя, нам в голову разумных объяснений такого феномена не приходит.

Как происходит регистрация работы двигателя? Способов много. Например, по напряжению питающей сети ТС, в заглушенном состоянии напряжение одно и берется с аккумулятора, в заведенном другое так включается генератор. И это далеко не все способы контроля работы двигателя. 2. В этом случае слив топлива при работающем двигателе будет виден также по увеличению графика потока топлива.

Плюс ко всему при установке счетчика производится контрольный запуск двигателя на холостых оборотах. Потом этот параметр сохраняется в программе как эталонный и при необходимости его можно всегда сравнить с показаниями транспортного средства за любой указанный промежуток времени.

Регистрация потока является настолько точной, что даже незначительное увеличение потока даже на 1 литр в час будет хорошо заметно. Если по результатам оперативной проверки ТС не найдется установленного тройника, значит в топливной системе, что-то вышло из строя.

В данном случае счетчик сработает как своевременный индикатор неисправности топливной аппаратуры и сможет предотвратить серьезную неисправность. 3. Определить воровство в этом случае можно так же, как и первом случае, только график потока будет еще выше раз в 10-20 нормального.

И напряжение бортовой сети будет ниже рабочего – опять феномен!

В конечном счете, выбор оборудования для контроля всегда остается за клиентом. Надеемся, что данная статья поможет Вам сделать правильный выбор. Если Вы хотите убедиться своими собственными глазами в возможностях электронной системы контроля – предлагаем Вам посетить наш офис. Наши специалисты наглядно продемонстрируют Вам любые возможности различных систем.

Cтарший менеджер ООО «РОСИНТЕХ» Людмила Шемякина

(при содействии отдела технической поддержки ООО «РОСИНТЕХ» )

г.Ставрополь, ул. Пирогова 42\1,

тел. (8652) 940-555, e-mail: 940555-102@mail.ru

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя — часть 0b10

Расходомер топлива для автомобиля своими руками
mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Итак, в первой части повествования мы с вами разобрались в базовой теории работы инжектора и определились с функционалом и принципом реализации будущего устройства для измерения потребления топлива.
Сердцем устройства станет, разумеется, микроконтроллер (далее МК).

Мой выбор пал на самый древний, что завалялся у меня на полке — Atmel AVR AT90S2313. Его скромных возможностей выше крыши хватит для реализации задуманного. В этом МК нет никакого внутреннего резонатора – к нему нужно подключить внешний источник тактовой частоты – как правило это кварцевый резонатор.

Я подчеркиваю – выбор пал на этот МК только потому что более простого у меня не оказалось.

Как было сказано, принцип работы индикатора расхода строится на измерении суммарного интервала открытия форсунки в единицу времени. Чем больше замеренный суммарный интервал, тем больше делений загорится на индикаторе.

Значит пришла пора определиться с единицей времени, и сделать это можно по следующей логике: по идее, на холостом ходу мотор моего Nissan’a (да и на самом деле на большинстве других легковых авто) работает со скоростью около 700 об/мин (это по паспорту). Допустим он работает даже 600 об/мин, т.е. 10 об/сек.

Таким образом, за 1 секунду, коленвал совершит 10 оборотов. Форсунка открывается 1 раз за 2 оборота, во время такта впуска. Таким образом, за секунду, форсунка откроется 5 раз, а значит минимальный отрезок времени, за который она откроется хотя-бы раз (что бы наш измеритель хоть чего-нибудь да измерил) равняется 1/5 секунды или 200мс.

Ну вот и возьмем эти 200мс за единицу времени, т.е. будем мерить сколько времени была открыта форсунка за 200мс. Соответственно, с тем же 200от-миллисекундным интервалом будут обновляться показания на индикаторе.

В выбранном мной микропроцессоре есть 2 системных таймера — восьми и шестнадцати-битный. Восьми-битный таймер будет нам отмерять отрезки по 200мс. Шестнадцати-битный таймер будет считать нам суммарное время открытия форсунки.

Для этого привяжем его включение и выключение к спадающему и нарастающему фронту импульсов, идущих на схему от одной из форсунок. Тут стоит покурить мануал на ваш двигатель, и выяснить, какие провода идут от бортового компьютера к форсункам.

В моем случае это выглядит следующим образом:

Как видно на части схемы электропроводки, форсунки (обозначены красным эллипсом) одним концом подключены к плюсу аккумулятора (номер 1 на схеме), а другим к бортовому компьютеру (к выходам 101, 110, 103, 112), так что  компьютер открывает форсунку, подав на нее 0. Именно по этой причине активировать счетчик в МК будет спадающий фронт на входе, а деактивировать нарастающий.

К одному из проводов, идущих от форсунки к компьютеру подключаем провод, по которому будут идти сигналы к будущему измерителю расхода.

Еще один очень важный момент: несмотря на то, что компьютер посылает на форсунки прямоугольные импульсы, тот факт, что форсунка представляет собой индуктивную нагрузку, делает сигнал приходящий по проводу от форсунки на схему нашего измерителя вот таким кривым:

Разумеется такой сигнал подавать на МК никак нельзя. Его, во первых, нужно уменьшить до ТТЛ уровня (форсунка питается от 12 вольт), а во вторых — его просто необходимо «причесать», потому как иначе ни о каком верном расчете времени открытия форсунки говорить не получится.

Поначалу я подумал «причесать» транзистором:
Но затем вспомнил про имеющийся в распоряжении инвертирующий триггер Шмитта (одно из использований триггера — восстановление искаженного цифрового сигнала) 74HC14, и решил его заюзать.Пример восстановленного сигнала:
Обратите внимание – сигнал инвертировался.

Но это не проблема, так как его можно снова инвертировать, подав его на еще один триггер Шмитта (их 6 штук в корпусе одной микросхемы 74HC14) или можно просто учесть это в программе.

В итоге я решил делителем напряжения уменьшить амплитуду импульсов, а затем подать их на два последовательно соединенных триггера Шмитта.

Кроме того, в схеме необходимо учесть, что питаться она будет электричеством от бортовой сети авто, которая страдает значительными скачками напряжения, шумами и т.п. Я писал статью на эту тему не так давно.

В итоге родилась вот такая схема измерителя:

На схеме резистор R1 и конденсатор C3 создают примерно одну секунду задержки перед включением микропроцессора, после подачи питания.

Кнопкой SW1 можно сбросить микропроцессор, а кнопкой SW2 можно будет обнулить записанное в EEPROM значение максимального времени открытия форсунки (как было упомянуто в первой части статьи, программа будет самообучающейся – обнаружив новое максимальное время открытия форсунки, она запомнит его в EEPROM и впоследствии будет индицировать расход в соответствии с “новым” максимумом). Кварц Х1 – я поставил на 8МГц и все расчеты в программе будут относительно этой тактовой частоты. Резисторы R15 и RV1 представляют собой простой делитель напряжения, так что на триггер Шмитта U3:A поступает сигнал амплитудой не более 5 вольт. На всякий случай есть стабилитрон D2 на 5.1 вольта. Светодиод D1 будет просто мигать в такт открытию форсунки, а U3:B снова инвертирует сигнал, после чего он подается на микропроцессор, на ногу внешнего прерывания INT0.

Цепочка элементов FU1, C9, L1, C4, D3, C6, U4, C5, C7 отвечают за качественное питание МК и обвязки — исчерпывающее объяснение читайте в уже упомянутой статье, про питание чувствительной электроники от сети авто.

J6 – это колодка к которой подключаются светодиоды индикатора.

Схему можно скачать здесь – в архиве 2 файла: final_design_model для отладки и final_design_pcb для будущей разводки схемы.

Продолжение следует.

mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Однажды я наткнулся на вот этот ролик в тытрубе:

После просмотра ролика и непродолжительного изучения интернета, было выяснено, что эта серая мазь из ролика под названием Rothenberger ROSOL 3 является смесью мелкой оловянной пыли и флюса и изначально была разработана для лужения медных трубок перед пайкой:

По непонятным причинам, описания мази на сайте производителя я найти не смог, но увиденного в ролике на тытрубе хватило, чтобы прикупить баночку на eBay за 15 баксов.

Через недельку я смог попробовать залудить плату, точно как в ролике – при нагревании флюс активно обезжиривает и очищает медные дорожки от окислов и олово мгновенно и ровно покрывает их тонким слоем.

Но есть одна проблема, по крайней мере у меня – плата малость обгорает и выглядит неопрятно. Пробовал уменьшить температуру фена, но тогда олово в мази не плавится и процесс не идет.

Тогда я попробовал мазать плату мазью и просто водить жалом паяльника по дорожкам. Результат – идеален:

Важно мазать плату тончайшим слоем мази. Расход ее минимален – банки хватит на вечность.

Успехов.

Page 3

mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Интереснейшее видео, иллюстрирующее установку обновлений на самую первую версию Windows 1.0, до 2.0, 3.1, 95, 98, 2000, XP, Vista  и, наконец, 7. Важно подчернуть, что новые версии устанавливаются не с «нуля», а как обновление установленной ОСи. Забавно то, что древние текстовые редакторы, игры (Реверси, например) выживают и доходят в рабочем состоянии до Win 7!!!

Браво, Microsoft!

Page 4

mindhunterz

Ссылка на оригинал статьи — Techno Mind. Комментировать можно здесь.

Вдогонку еще ролик – на этот раз сравниваются все версии браузера Internet Explorer.

Тут браво мелкомяхким сказать не получится… Но это уже тема для отдельного поста.

Основные методы контроля расхода топлива автотранспорта

Расходомер топлива для автомобиля своими руками

К основным методам контроля топлива относятся следующие три технологии:

  • С использованием штатного датчика через CAN-шину.
  • С использованием проточного датчик расхода топлива.
  • С использованием ёмкостного датчика количества топлива.

Есть те, которые полагают, что проконтролировать расход топлива возможно лишь с помощью спутниковой навигации при отсутствии каких-либо приборов, соотнося пробег, скорость и нормы потребления ГСМ автотранспорта.

Недостатком в этом случае является неточность расчетов. Это связано с тем, что приходится соотносить загруженность автотранспорта, пробки, а также плотность потока движения и т.д.

К тому же данный метод нуждается в большом кропотливом ручном труде.

Поэтому, сейчас мы опишем самые оптимальные решения обеспечения контроля расхода топлива на автотранспорте.

Данная статья поможет Вам застраховать себя от бесполезных затрат на ненужные опыты, повысить знания в области используемого оборудования и даст возможность более обдуманно и целесообразно выбирать методику контроля и закупаемые средства расчета.  

Для начала мы ответим на некоторые значимые вопросы.

Для каких объектов применяют методы контроля расхода топлива?

  • легковой автомобиль;
  • грузовой транспорт;
  • специальная техника;
  • техника сельскохозяйственного предназначения;
  • резервуары разного объема для транспортировки, хранения, отпуска и перераспределения товарных и расходных материалов.

Для каких видов топлива используют датчики контроля?

  • ДТ, солярка;
  • бензин;
  • пропан и бутан.

Рассмотрим коротко главные достоинства и недостатки современных методов контроля расхода топлива.

Метод контроля расхода топлива с использованием штатного датчика через CAN-шину.

В современном автотранспорте есть CAN шина — это собственная локальная сеть, через которую «общаются» датчики и индикаторы ТС. Также посредством этой сети проводится и диагностика неисправностей автомобиля.

Через собственную локальную сеть автотранспорта, можно получать и контролировать много данных.

Детали установки:

Легкий монтаж при наличии схемы.

Контролируемые параметры:

Расход топлива и другие параметры ТС.

Плюсы:

  • невысокая стоимость, около 2тыс.руб;
  • неприхотливое обслуживание.

Минусы:

  • погрешность до 15%
  • полученные значения зависят от качества штатного датчика, и износа автотранспорта.

Метод контроля расхода топлива с использованием датчика расхода топлива.

Датчикам расхода топлива (ДРТ) называется проточный датчик, который ставится на топливную магистраль и следит за объёмом проходящего через него топлива.

Еще одно название датчика расхода топлива — расходомер.

Простыми словами, ДРТ напоминает счетчик воды в доме. ДРТ считает фактический расход топлива с высокой точностью. Датчик расхода топлива не рекомендуется для двигателей на бензине, он их сушит. А для дизельных ТС он прекрасно подходит, из-за содержания в дизельном топливе эфирных масел.

Детали установки:

Установка на топливные магистрали, калибровка не требуется.

Контролируемые параметры:

Расход топлива, время работы и температура двигателя.

Плюсы:

  • погрешность 1-3%;
  • не требуется калибровка и тарировка.

Минусы:

  • высокая стоимость, около 11-20тыс.рублей;
  • не подходят для дизельных ТС;
  • требует постоянного обслуживания.

Метод контроля расхода топлива с использованием ёмкостного датчика.

Датчик уровня топлива (ДУТ) представляет из себя ёмкостный датчик, замеряющий объем топлива в баке ТС, а также объем заправляемого топлива. Датчик присоединяется к бортовому контроллеру через один из выходов: цифровой или аналоговый. Возможна установка двух или нескольких датчиков в зависимости от формы и размеров бака.

По отзывам это самый удобный метод контроля расхода топлива автотранспорта, относительно цены и качества. Но здесь большое значение имеет качество самого датчика и профессионализма мастеров которые его устанавливают.

Детали установки:

Врезка внутрь топливного бака.

Контролируемые параметры:

Расход топлива, заправки и сливы топлива.

Плюсы:

  • погрешность 1-3%;
  • выгодная цена, около 7тыс.

Минусы:

  • требуется тарировка.
  • зависит от качества установки.

При использовании датчиков контроля расхода топлива, несмотря на его тип, следует знать – толк будет только от верно установленного оборудования! Методы контроля расхода топлива дают значительную экономию на топливо.

Благодаря методам описанными нами выше, вы сможете зафиксировать обман на заправках. Тем самым будете знать какие заправки работают честно, а какие нет. В итоге это ведет к большой экономии денег.

Сделай сам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: