Патинирование металла своими руками

Содержание
  1. Патинирование или как состарить металл
  2. Что понадобится для работы
  3. Цвета патинирования
  4. Подготовка поверхности
  5. Техника нанесения краски-патины
  6. Патинирование металла окислителями
  7. Как сделать патину на металле
  8. Цветовые решения
  9. Технология нанесения
  10. Акриловая патина
  11. Порошковая патина
  12. Что такое патина на мебели: фото в интерьере, техника золочения путем нанесения потали своими руками
  13. Работа с поталью: пошаговый мастер-класс
  14. Как быстро сделать патину на мебели: пошаговая инструкция
  15. Работа с поталью: простой мастер-класс с видео
  16. Как сделать патину своими руками: выбор материалов и методики
  17. Особенности техники патинирования
  18. Инструменты и материалы
  19. Разновидности патины, составов и консистенции
  20. Морилка
  21. Воск
  22. Акрил
  23. Битум
  24. Масло
  25. Шеллак
  26. Нанесение патины на древесину своими руками
  27. Подготовительный этап
  28. Нанесение патины при помощи морилки
  29. Классический способ
  30. Техника кракелюр
  31. Искусственные потертости
  32. Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками
  33. Патинирование и оксидирование
  34. Подготовка к обработке
  35. Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного
  36. Получение патины других цветов

Патинирование или как состарить металл

Патинирование металла своими руками

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины.

Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности.

Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности!Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком).

При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды.

При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Защищайте свои руки! Патинируют всегда в перчатках.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.
  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.
  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

На видео: нанесение патины на металл.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла.

Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска.

Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи. Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов.

ПАТИНИРОВАНИЕ и ОКСИДИРОВАНИЕ меди и латуни

Как сделать патину на металле

Патинирование металла своими руками

Патина — это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.

Процесс образования пленки на металле известен с древних времен. Раньше этот процесс назывался воронением. Однако воронение имеет ряд серьезных недостатков:

  • это сложная технология и своими руками ее повторить непросто;
  • себестоимость воронения высока;
  • процесс требует немало времени.

Современные краски позволяют покрасить поверхность (не только металл, но и дерево) гораздо быстрее — в течение нескольких минут. При этом качество материала полностью сохраняется.

Цветовые решения

Самый распространенный вид патины — оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:

  • на стали — охровый или желтый;
  • на бронзе и латуни — коричневый;
  • на серебре — темновато-серый.

В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:

  • под серебро;
  • под натуральную медь;
  • под золото;
  • зеленая медная окись.

Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.

В качестве примера можно привести такие цвета:

  • синий;
  • фиолетовый;
  • розовый;
  • красный.

Технология нанесения

Принципы патинирования металла и дерева отличаются. Для металла применяется порошковая (кузнечная) патина, а для дерева — акриловая.

Акриловая патина

Такая краска практически никогда не применяется для металлических поверхностей. Причина в плохих адгезивных качествах.

Однако акрил прекрасно подходит для окрашивания деревянных изделий, так как глубоко проникает в поры древесины и подчеркивает красоту ее волокон и структуры.

Древесина, окрашенная акриловой патиной, приобретает благородный вид, ее внешний вид обогащается цветовыми переходами.

Обратите внимание! Не рекомендуется применять патину по отношению к мебели, выполненной в современном стиле. Окрашенная таким образом мебель не будет выглядеть эстетично.

Окрашивание патиной часто используется для предметов, выполненных в следующих стилях:

  • классика;
  • барокко;
  • прованс;
  • кантри;
  • этнические мотивы.

Технология покрытия акриловой патиной именуется истиранием. Состаривание заключается в нанесение вначале слоя краски, которой будет выступать так называемой подложкой.

Последовательность действий:

  1. Перед окрашиванием поверхность тщательно, но аккуратно очищается металлической щеткой или же крупнозернистой наждачкой. При этом часть поверхности убирается, а структура дерева становится более явной. Зашкуривать древесину нужно так, что движения направлялись по структуре и только в одну сторону. Это позволит показать текстуру, не нарушая целостность древесины.
  2. Следующий этап — нанесение густого слоя акриловой патины. Далее нужно подождать несколько минут, пока материал проникнет в древесину. При этом нужно помнить: чем дольше пауза, тем темнее будет в конечном итоге покрашенное изделие.
  3. Лишняя краска убирается губкой или же мягкой ветошью.
  4. После высыхания краски можно сделать цвет более насыщенным, если нанести дополнительный слой лакокрасочного материала. Также можно отлакировать поверхность.

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Обратите внимание! Для окрашивания изделий из металла рекомендуется приобретать специальный материал для кузнечных работ.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

Последовательность действий:

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Что такое патина на мебели: фото в интерьере, техника золочения путем нанесения потали своими руками

Сейчас под термином «золочение мебели», как правило, понимается процесс имитации золотого покрытия. Различные оттенки золота и варианты его нанесения, а также комбинирование фольги, восков и красок создают множество прекрасных и неповторимых декоративных покрытий мебели и ее элементов.

Золочение — излюбленный вид отделки мебели с давних времен. Золотые элементы декора будут гармонично смотреться не только на антикварных предметах, но и на современных предметах мебели.

Вопросом, что такое патина на мебели, сейчас задаются многие начинающие декораторы и просто любители.

Патина означает коррозию (окисление) металлов с течением времени или появление темного налета на окрашенных поверхностях. С помощью окисления и других процессов патину создают как декоративный эффект.

А патинированием называют состаривание поверхностей предмета с помощью любых средств и технологий для придания волшебного налета времени.

Работа с поталью: пошаговый мастер-класс

Имитация золота в виде фольги золотого цвета называется поталь. Листы фольги могут быть не только золотые, но и цвета бронзы, меди, серебра.

Поталь можно клеить на невысохшую акриловую краску или лак. Однако рекомендуется использовать профессиональный клеевой состав — мордан, если хотите получить хороший результат и надежное покрытие. Он бывает на водной и масляной основе.

Мордан на водной основе проще в применении, поэтому остановимся на нем. Его называют «клеевое молоко», высыхает он очень быстро. Накладывать поталь можно уже через 15 минут после нанесения состава, когда клей схватится. Перед нанесением клея поверхность должна быть выровнена, загрунтована и очищена от пыли. Работая с выбранном клеем, всегда следуйте инструкции производителя.

Техника нанесения потали представляет собой декоративное золочение поверхности, которую необходимо затем защитить, покрыв масляным лаком или специальным финишным лаком для потали. Но такая защита может быть не обязательна, если вы хотите получить естественное истирание, которое подчеркнет изысканную старину мебели.

Для того чтобы подарить новую жизнь вашей мебели предлагаем простой пошаговый мастер-класс – поталь на мебели.

Для золочения поталью вам понадобится:

  • Клей для золочения (мордан);
  • синтетическая флейцевая кисть (для нанесения лака);
  • поталь золотого цвета;
  • ножницы;
  • мел или зубной порошок.
  1. Для того чтобы сделать на мебели патину своими руками — нанесите клей мягкой флейцевой кистью ровным слоем на всю поверхность, чтобы она была готова к золочению в одно и то же время. Дайте клею схватиться, подождите минут пятнадцать.
  2. Если вам необходимо нарезать фольгу, посыпьте пальцы и ножницы мелом, и нужный кусочек легко будет взять за подкладочную бумагу.
  3. Поднимите листочек потали вместе с подкладочной бумагой. Старайтесь держать лист ровно. Аккуратно начните накладывать его на покрытую клеем поверхность, держа один край под углом к поверхности.
  4. Быстро наложите на поверхность весь лист фольги. Сухой кистью аккуратно прижимайте лист, не снимая подкладочную бумагу, пока фольга не приклеится к поверхности, затем удалите бумагу.
  5. Если на поверхности образовались зазоры, можно сверху заклеить их кусочками фольги. После полного высыхания поверхности отполируйте поталь мягкой тканью.

Работать поталью следует в помещении без сквозняков, так как листочки фольги могут разлететься.

Посмотрите на фото патины в интерьере, чтобы убедиться, насколько эффектно и красиво может выглядеть старая мебель:

С помощью потали можно создать на поверхности мебели и предметах интерьера фактуру. Для этого достаточно нарочито неровно наложить поталь на поверхность изделия.

Для получения рельефа наилучший результат будет достигнут при использовании листов потали максимальной толщины. А для выявления рельефа можно протереть полученную поверхность битумным лаком.

Как быстро сделать патину на мебели: пошаговая инструкция

Отделка элементов мебели со светлыми поверхностями поталью станет достойным украшением, но главное — не переусердствовать в количестве золотого декора.

Хорошо золотая поталь сочетается с темной поверхностью мебели, например, когда выступает в качестве благородных потертостей.

Как сделать патину на мебели, легко и быстро подскажет следующая пошаговая инструкция с фотографиями:

  1. На покрытую морданом поверхность торцов табуретки, как описано выше, наложите поталь с подкладочной бумагой, предварительно разрезанную на небольшие продольные кусочки.
  2. Дождавшись полного высыхания приклеенной потали (время высыхания рекомендовано производителем клея), пройдитесь по поверхности наждачной бумагой средней или мелкой зернистости.
  3. Трите поверхность поперек расположения волокон или круговыми движениями — до получения желаемого эффекта потертости.
  4. Торцевые части при пользовании табуреткой подвергаются истиранию, поэтому обязательно покройте их защитным слоем лака для потали.

Работа с поталью: простой мастер-класс с видео

Используя поталь, можно украсить простой деревянный комод. Ниже представлен простой мастер-класс по работе с поталью, где ее применяют в «мозаичном» варианте в качестве орнамента на плоской поверхности комода. Также орнамент можно наносить через трафарет не кусочками, а сплошным покрытием.

Вам понадобится:

  • поталь в листах (светлое золото);
  • трафарет с орнаментом;
  • клей для потали;
  • синтетическая кисть для нанесения лака;
  • малярный скотч;
  • линейка, мел;
  • масляный лак или финишный лак для потали

Как сделать патину своими руками: выбор материалов и методики

Патинирование металла своими руками

Под патиной понимают следы старения на различных предметах интерьера, быта или материалах.

Искусственное состаривание – патинирование – активно применяется дизайнерами, ведь оно придает изделиям благородный винтажный облик, антикварность и высокую декоративность.

Есть методы, как сделать патину своими руками без лишних затрат – для этого надо только приобрести подходящий материал и ознакомиться с технологией.

Особенности техники патинирования

Изначально понятие «патина» характеризовало только потемневший налет на изделиях из меди – со временем пленка окислов придавала металлу «постаревший» облик.

Позже слово стало применяться для отражения винтажного вида иных материалов – дерева, бронзы, железа, гипса. В последнее время «под старину» оформляются дома, коттеджи и даже городские квартиры.

Особенно стильно смотрится искусственно состаренная мебель из дерева с «антикварной» фурнитурой.

Современные технологии помогают состарить – патинировать – любые материалы.

Промышленные методики сложны для домашнего применения, но в продаже есть различные патинирующие составы, которые позволяют увеличивать возраст материалов более простым способом.

Они помогают имитировать естественное изменение цвета изделий путем нанесения особых покрытий. При патинировании привычные краски заменяются специализированными составами без затрагивания внутренней структуры древесины или иного материала.

Самым простым методом состаривания является втирание воска в углы, рельефные выступы, грани изделия. В итоге получается эффект «возрастных» изменений поверхности, идеально подходящий для оформления помещения в ретростиле.

Подобное покрытие несет и практическую функцию – оно защищает основу от внешних воздействий, придает водоотталкивающие свойства.

При неудовлетворительном результате домашнюю патину всегда можно убрать без значительного вреда для изделия.

Инструменты и материалы

Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.

Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:

  • кисти разного размера;
  • валик (для больших поверхностей);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак мебельный или по металлу;
  • ветошь для удаления излишков краски;
  • ватные и поролоновые тампоны.

Некоторые мастера дополнительно приобретают металлическую пудру, если эффект от краски кажется недостаточным: обычно она применяется для искусственного состаривания фурнитуры из металла.

В продаже есть и готовые наборы для патинирования и антикварного реставрирования – «Patina Verde Green», «Patina Gold», «Idea Patina».

Большинство средств, входящих в наборы, подходят для различных материалов – гипса, металла, дерева.

Разновидности патины, составов и консистенции

В зависимости от задумки при помощи патинирования можно придать поверхностям разные эффекты:

  • фрагментарное состаривание;
  • полное покрытие;
  • кракелюр.

По консистенции рабочие составы для патины бывают такими:

  • густые – напоминают пасту, которая применяется при обработке дерева для окрашивания в желтоватые или красноватые оттенки, близкие к золотым;
  • жидкие – выполнены на водной или полимерной основе, придают изделию сияние, облагораживают его вид;
  • фацетные лаки – позволяют создать состаренную поверхность за счет формирования сети трещинок.

Для обработки дерева, металла или иных материалов используют составы на разнообразных основах, которые неодинаковы по стойкости готового покрытия и степени адгезии с основанием. Самые популярные – это морилка, воск, акриловая краска, битум, масло, шеллак.

Морилка

Применение морильных составов – самый простой способ искусственно состарить деревянную поверхность, поэтому он наиболее популярный.

Морилка облагораживает изделия из древесины, придает им утонченный вид, помогает «сделать» из дешевых пород более дорогие.

Средства этой группы способствуют защите дерева от гниения, заселения грибками и плесенью, усиливают влагоотталкивающие свойства.

Обычно морение изделий предполагает предварительное проведение браширования – удаления мягких древесных волокон прочной щеткой, при этом жесткие продольные волокна остаются на месте.

Браширование требуется для обеспечения более выраженного эффекта патины. После морения изделия нередко покрываются воском или шеллачной грунтовкой.

Гамма цветов при использовании морилки ограничена темными древесными оттенками, и применить позолоту, серебрение или иные металлические тона не удастся.

Воск

Нередко в качестве финишного покрытия используются восковые патины в форме пасты на водной основе. Их готовят путем соединения натурального воска и металлической пыли. Есть в продаже и бесцветные составы, после нанесения которых остается красивый перламутровый блеск.

Свойства восковой патины таковы:

  • помогает одновременно подчеркнуть структуру дерева и затонировать его;
  • легко наносится, медленно сохнет, удобно растирается, поэтому работать с ней можно в комфортном для мастера режиме;
  • чаще всего применяется для небольших площадей, идеально подходит для дуба, ясеня;
  • имеет разные оттенки – серебряный, латунный, бронзовый, золотой, переливчатые тона;
  • красиво выделяет резьбу, узоры, рисунки, годится для рельефных и текстурированных плит, трещин в технике кракелюр;
  • обладает высокой адгезией к дереву, пластику, которым покрывается МДФ;
  • наносится ветошью или губкой, полируется и сохнет в течение суток.

Акрил

Акриловая патина – универсальный состав для дерева, гипса, металла. Данный материал имеет водную основу, но позволяет создавать очень стойкое покрытие, имеющее отличную адгезию с поверхностями. После нанесения полученная пленка защищает материал от гниения, размножения микробов и грибков.

Технология акрилового патинирования очень проста, с ней справится даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, отдельные выступающие элементы. Чтобы придать основанию оригинальный вид, можно комбинировать составы разных оттенков.

Также есть вариант накладывать различные тона патины в несколько слоев, чтобы получить неповторимый эффект, сложный цветовой орнамент. Выбор оттенков акрила очень богат – есть как металлические, так и классические тона.

При необходимости такой тип патинирования хорошо сочетается с лакированием, декупажем, обычным окрашиванием.

Битум

Структура этого строительного материала помогает придать дереву особый вид, вычернить резьбу, углубления и рельефные выступы, грани. После нанесения битума на древесину излишки удаляются растворителем, а впитавшийся состав создает эффект старины (изделие будет иметь темный цвет).

Битумная патина делается на основе бетонного полимера, скипидара, уайт-спирита и не считается финишным материалом. После высыхания патинированные поверхности нужно покрывать шеллаком для закрепления результата, иначе он не продержится долго.

Масло

Масляная патина подходит для древесины и металла. Она не прячет естественного оттенка материала, выгодно подчеркивает узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло напоминает восковую патину – легко наносится, медленно сохнет. Нельзя применять подобные составы в технике декупажа, так как они растворяют бумагу.

Шеллак

Сам по себе данный материал имеет желтоватый или коричнево-красный тон, который будет становиться темнее по мере увеличения количества слоев. Он может применяться изолированно или в сочетании с декупажем, становится промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком используется кисть или губка.

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе.

Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений.

Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности. Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
  • собственно патинирование.

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного.

Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно.

Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка;
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

Техника кракелюр

Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:

  • поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
  • наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
  • выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

  • краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
  • после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
  • наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
  • производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
  • покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.

Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок.

Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.

Для работы потребуются:

  • акриловая краска;
  • набор кусочков потали;
  • синтетическая кисточка;
  • спирт;
  • клей для потали;
  • финишный лак для потали.

Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой.

При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия.

Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком.

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками

Патинирование металла своими руками

Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Патинирование и оксидирование

Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей.

Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование.

По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.

https://www.youtube.com/watch?v=UT8biZas6gE

Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.

Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами

Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени.

Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины.

Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.

Подготовка к обработке

Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности.

Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека.

Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция.

Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.

Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки.

Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком.

Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного

Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным.

Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень».

Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.

Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:

  • одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
  • полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
  • дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени.

После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния.

Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.

Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов. Метод №1

Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:

  • меди;
  • стерлингового серебра;
  • бронзы и латуни.

Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:

  • медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
  • латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.

Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени.

В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить.

После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Метод №2

Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.

Метод №3

Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги.

К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него.

В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.

Метод №4

Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Красно-коричневый

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Гамма от светло-коричневого до черного

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Светло-коричневый

Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Гамма от темно- до тепло-коричневого

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Благородный бело-зеленый

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.

Сделай сам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: